Тсукими

Тсукими (яп. 月見; 月 «тсуки» – Луна; 見 «ми» – смотреть, по аналогии с 花見 «ханами» – праздником любования цветением) – общее название множества празднеств, проводимых в конце сентября в честь середины осени и растущей Луны. Наибольшей популярностью пользуется в Стране Молний, где любование небесным светилом растягивается на несколько вечеров. К тому же, именно в столице этого государства проводится масштабный ежегодный Фестиваль Середины Осени. Тем не менее, некоторые ритуалы и обычаи прижилась повсеместно, и редкий человек не выйдет из дома в полнолуние, чтобы стать частью этого культурного феномена.
К основным обрядам, связанным с Тсукими, относят украшение дома пушистой травой сусуки и поедание рисовых клёцок, тсукими данго; очень важным атрибутом праздника является изображение зайца: принято считать, что кратеры на Луне напоминают этого длинноухого проныру. В связи с этим, традиционные шарики из моти в богатых семьях декорируют, пририсовывая заячьи уши, пару красных глаз и рот крестиком. В отличие от насаженных на шпажки данго, тсукими данго, обычно, складывают пирамидкой, из которой его уже принято брать. Считается, что это ещё больше сближает членов семьи, которые, довольно часто, готовят лакомство сообща. Выбор травы сусуки символом также не случаен: внешнее сходство этого растения с рисом должно принести плодородие в следующем году и задобрить духов середины осени, на которую приходится конец сбора урожая. Стоит отметить, что наблюдение за Луной из окна дома считается моветоном: настоящий самурай обязан любоваться её отражением в гладкой воде своего прудика, озера или любого другого водоёма.
Популярность Тсукими, как торжества, постепенно падает от запада континента к востоку. Это объясняется тем, что в жаркой пустыне и на каменистых просторах довольно тяжело растить рис, не то, что найти траву сусуки.
Так как заяц является символом Оотсуки Кагуи, прародительницы ниндзюцу, для многих кланов шиноби Тсукими несёт куда более сакральный смысл, чем для остального населения. В первую очередь это относится к Великой Пятёрке, состоящей в наиболее тесном родстве с этой женщиной. Причём Учиха и Сенджу, с их почитанием Мудреца Шести Путей, культурно отстают и не имеют никаких иных традиций, кроме общепринятых. Остальные, же, с течением времени переосмыслили образ Кагуи, воспринимая её не как демоницу, а как загадочного и полумифического духа предков.
Клан Хьюга, с глазами прародительницы, устраивает ночную охоту на зайцев, к которым, разумеется относится со всем почтением. Считается почётным поймать как можно больше ушастых, тем самым показав бледной луне, что и сейчас взгляд потомков не помутнён и так же идеален, как и сотню лет назад. В мероприятии участвуют, в основном, подростки, в то время как мужчины и женщины занимаются примерно тем же, чем прочие люди.
Клан Кагуя, воинственные носители костяного генома, проводят трёхдневный турнир под полной Луной, победа в котором считается не менее почётной, чем у Хьюг. Пролитая на землю кровь расценивается как знак уважения к богине, замещая собой традицию украшать что-либо травой. Ко всему прочему, на эти три дня в клане прекращаются любые склоки и убийства, так как Кагуя помнят о том, что их прародительница недолюбливала войны. Даже в турнирном кольце, убийство противника расценивается как позор для кровавого победителя. Дерутся до изнеможения, но без смертей. Впрочем, это всё не помешает им на следующий же день пойти вырезать пару деревень: отдали честь и хватит.
Клан Хига, носители шёлкового покрова Принцессы, пожалуй, пошли дальше всех. Именно с их подачи в Стране Молний проводится один из самых масштабных фестивалей на всём континенте. Основной особенностью восприятия этого праздника является стойкая ассоциация Луны с женским началом. Двадцать восемь дней, почти месяц, она убывает и возрастает вновь, проходя некий цикл. Также, приливы и отливы зависят от неё, что позволяет ассоциировать Луну ещё и с водой. Всё вышесказанное породило такое выражение, как «месячная вода», что может относиться как к женской менструации, так и к естественному спутнику.
Традиционно, Хига совершают жертвоприношения Луне в виде растительной пищи, чтобы следующий год был плодородным не только для земли, на которой растёт рис, но и, в переносном смысле, для самого клана. Считается, что если задобрить Кагую, она даст силы членам клана стать влиятельнее и могущественнее. Также, среди куноити существует традиция пить чай или вино на открытом воздухе тогда, когда полная Луна отразится в чашке: так можно впитать в себя мощь и свет богини. Особенно ночные чаепития популярны среди тех, кто планирует в скором будущем завести детей или приняться за какую-либо тяжёлую работу. Ещё, как и во многих уголках страны, в течение трёх-четырёх дней, пока держится луна, решаются вопросы помолвок и заключаются многие браки, происходят знакомства и ухаживания при полной Луне.
Фестиваль в Твердыне Молнии
Во-первых, фонари. Являясь очередным символом плодородия, фонари повсюду и везде в день фестиваля, всех размеров и любых форм: стационарные, переносные, летающие. В полночь, сотни и тысячи их взмывают в небо, чтобы почтить духа Луны.
Конечно, как и на любом фестивале, в столице открывается множество палаток, предлагающих еду и развлечения. На небольших сценах проходят костюмированные представления.
Существует традиция устраивать парад в карнавальных масках по улицам города с зажженными фонарями. В нём участвуют в основном дети и супружеские пары.
Свободные от обязательств молодые – и не очень – люди, обычно, собираются у водоёмов с бутылочками вина для различных игр, которые нередко заканчиваются уединением где-то неподалёку, причём далеко не всегда это их знакомство заканчивается помолвкой. В этом плане фестиваль чем-то напоминает традицию татика-ёбаи. Часто знакомство начинается с предложения вкусить вместе фрукты, допустимо угощать друг друга с рук и позволять себе некоторые вольности в темноте.
Фестиваль Середины Осени в Стране Молний пользуется куда большей популярностью, чем чем-то похожая на неё Танабата из Страны Огня. К слову, основное различие между ними состоит в том, что фестиваль при Луне не пытается как-то разделить людей по половому признаку, и загорелые женщины в откровенных нарядах имеют полное право подкатить к кому угодно, не боясь осуждения. К тому же, в отличие от Звёздного фестиваля, праздник на западе лишён большой части романтической мишуры с поэзией и спусканием по воде фигурок влюблённых. Тут именно что плодородие: развитие, так сказать, межполовых отношений или укрепление семьи.